Интервью
- При работе единой командой – получится многое
- Люди всегда были и будут нашей опорой
- Беречь и приумножать то, что есть, и не быть равнодушными
- "Неизменно двигаться вперед !"
- Встать на путь исправления
- Что не знаете – подскажем…
- В управлении соцзащиты рассказали о новом пособии на первенца в 2018 году
- Прокуратурой Карагайского района подведены итоги работы по укреплению законности и правопорядка за 2017 год
фотогалерея
Системе – финансовую устойчивость, человеку – гарантии пенсионных прав
Подробнее рассказать о пенсионной реформе, о том, что ждет будущих пенсионеров, мы попросили начальника Управления пенсионного фонда в Карагайском районе Галину Вячеславовну Суханову.
– Галина Вячеславовна, в начале нашего разговора расскажите о том, почему нужна очередная реформа пенсионной системы?
– После реформы 2001 года, когда пенсионная система России перешла на страховые принципы, и мероприятий 2010 года, когда была проведена валоризация трудовых пенсий и осуществлен переход от единого социального налога к прямым страховым взносам в ПФР, в пенсионной системе остался целый ряд нерешенных вопросов.
Прежде всего, это отсутствие достаточных страховых источников для поддержания размера трудовых пенсий на социально приемлемом уровне в долгосрочной перспективе (если пенсионную систему не реформировать, то средний размер трудовой пенсии к 2030 году упадет до 25% от средней зарплаты, сейчас коэффициент замещения трудовой пенсии по старости – 36,2%).
Важный аспект – финансовая несбалансированность (снижение численности плательщиков страховых взносов и рост количества получателей пенсий – численность работающих и пенсионеров сравняется в 2028 году, дефицит бюджета ПФР растет из года в год).
Год от года нарастают риски, связанные с сохранностью и обесцениванием пенсионных накоплений при неразвитых финансовых институтах (если сохранить формирование пенсионных накоплений в прежнем виде с существующими тенденциями индексации страховой части пенсии и показателями доходности от инвестирования пенсионных накоплений, то трудовая пенсия гражданина 1967 года рождения при его выходе на пенсию в 2032 году будет на 13,8% ниже, чем у гражданина 1966 года рождения, не имеющего накопительной части пенсии, а это – 27941 руб. против 30928 руб.).
Все более актуально поднимается и вопрос сохранения института досрочных пенсий в солидарной системе без определения финансового источника страхового характера (сегодня каждый третий, выходящий на пенсию, – досрочник).
– Галина Вячеславовна, выделите, пожалуйста, для наших читателей основные направления данной реформы.
– Если коротко, целевой ориентир – необходимость формирования трехуровневой пенсионной системы.
В качестве первого базового уровня называется трудовой уровень, который формируется из трудовой пенсии в рамках государственной публичной системы обязательного пенсионного страхования за счет обязательных страховых взносов работодателей. И этот уровень по расчетам должен обеспечивать при нормативном страховом стаже и при средней заработной плате коэффициент утраченного заработка до 40 процентов.
Второй уровень – корпоративная пенсия, которая должна формироваться как за счет взносов работодателей, так и самих работников. При этом здесь основным ключевым элементом будут являться индивидуальные трудовые договоры, коллективные договоры, целевые соглашения с работодателем.
И третий уровень – частные пенсии, которые формируются самим работником, физическим лицом.
Это три уровня по оценкам разработчиков. Второй и третий уровни должны в совокупности к 2030 году позволить выйти, особенно в части средних и высоких доходов, на уровень до 70 процентов замещения заработка. А первый уровень – обеспечит коэффициент замещения до 40 процентов.
– Мы не раз слышали на самом высоком уровне, что повышения пенсионного возраста не предвидится.
– Реформа не предусматривает повышение общеустановленного пенсионного возраста. У женщин сохранится право выхода на пенсию в 55 лет, у мужчин – в 60 лет, но чем позднее гражданин будет выходить на пенсию, и чем продолжительнее у него будет трудовой стаж, тем выше у него будет размер трудовой пенсии. Если трудовой стаж меньше 40 лет, то и пенсия будет ниже, чем 40% от среднего заработка. Гражданин сам будет решать, когда ему более выгодно выходить на пенсию.
– Скажите, пожалуйста, когда люди ощутят на себе первый положительный результат?
– Предполагается, что новая пенсионная реформа сохранит в ближайшие годы высокие темпы роста трудовых пенсий, и рост будет в реальном выражении.
Другой реальный результат будет ощутим в среднесрочной перспективе, за пределами 2020 года, когда пенсионная формула, новое пенсионное правило, будет распространяться и работать для большинства людей, выходящих на пенсию. Оно будет работать в первую очередь для граждан, которые начали формировать свои пенсионные права, то есть начали работать после 2001 года. Поэтому формирование их пенсионных прав пойдет преимущественно в солидарной системе с большим тарифом страховых взносов, и это позволит им «наработать» пенсию в большем размере.
Получат развитие и корпоративные пенсионные системы, где государство ставит приоритетной задачей – создание максимально возможных стимулов участия работодателя в данных системах. Будут заложены серьезные стимулирующие меры для работодателя и для работника, чтобы работодатели создавали корпоративные пенсионные системы, а работники в дополнение отчисляли из своей зарплаты дополнительные пенсионные взносы, в том числе за счет продления программы софинансирования, как минимум, для тех лиц, которые будут формировать свои права в рамках корпоративной пенсионной системы.
Основной же эффект от реализации реформы – гарантия того, что пенсия не будет снижаться и будет на уровне 40% от заработка при нормативном трудовом стаже.
– Серьезное реформирование ждет и накопительную составляющую пенсионной системы. Почему? Нынешняя накопительная система в рамках обязательного пенсионного страхования не оправдала себя? А достаточно ли десяти лет, чтобы строго судить о результатах?
– Вы правы, есть мнение, что накопительная система существует достаточно короткий срок, и за десять лет нельзя сделать вывод о ее эффективности.
Вместе с тем, стоит сказать, что, во-первых, накопительная система не отменяется. Она переводится с государственного публичного уровня, когда государство регулирует все, включая, куда размещать средства пенсионных накоплений, в более гибкий корпоративный, добровольный формат. Это позволяет более эффективно размещать пенсионные накопления и получать большую доходность.
Второй момент. Действительно, за десять лет те, кто имел накопительную составляющую, получили рост пенсий в два раза ниже, чем те, кто ее не имел. Например, как мы уже сравнивали лиц 1966-1967 годов рождения, то видим, что уже к 2020-му году за счет этого у них будет разница в назначенной пенсии с людьми, близкими им по возрасту. Поэтому реформа предполагает взять за основу солидарную систему формирования пенсии в размере 40%. А накопительная система должна быть дополнительной к этой солидарной системе и формировать более высокий коэффициент замещения.
Галина Вячеславовна, спасибо за полезный разговор. В следующий раз предлагаем поговорить о том, как формируются пенсионные накопления для исчисления пенсии.
Беседу вела Елена Волегова.
Оставить комментарий