Главная Культура и искусство Прялки обвинских мастеров
20.04.2013
Просмотров: 1917, комментариев: 0

Прялки обвинских мастеров

Прялки как особые произведения русского народного искусства уже давно стали предметом музейного и научного изучения. Летом 2012 г. сотрудниками Карагайского краеведческого музея на территории Карагайского района (Рождественского и Никольского сельских поселений) были найдены точеные расписные прялки. В результате этой экспедиции музей пополнил коллекцию "Прялки".

Коллекция прялок Карагайского краеведческого музея - одна из самых многочисленных. Она ведет свое начало от поступлений первой четверти XX века и в настоящее время насчитывает более 50 единиц хранения. Важно и то, что коллекция непрерывно пополняется, и это позволяет делать новые наблюдения и выводы.

В музейной коллекции есть прялки (местное название - "пресница") корневые, точеные составные и самопрялки. Особое внимание обращается расписным прялкам. Самым ярким явлением в расписных прялках является обвинская роспись: контрастное сопоставление яркого цветного фона с живописным орнаментом. Цветы, обвинские розы, располагались в центре композиции, а травкой, длинными пушистыми стеблями и ягодками заполняли свободное пространство. Благодаря этому обвинская прялка являла собой образ цветущего деревца, корону которого, как правило, венчает восьмилепестковый цветок-звезда.

Мастера изготовляли прялки для взрослых и детей. Девочек учили прясть с детства. Самые талантливые мастера-профессионалы изготовляли прялки на заказ. В больших количествах они продавались на ярмарках Пермской губернии. В результате разнообразных контактов населения проходил обмен традиционными приемами декоративного оформления прялок, широко бытовавших в прошлом в крестьянской среде. Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених - невесте, муж - жене.

Узнать традиции своей территории, познакомиться с историей родного края, увидеть многочисленные коллекции предметов быта и труда можно в Карагайском краеведческом музее.

Верно говорят в народе: «Дом не стоит без фундамента, дерево не растет с подрубленным корнем, человек не может без основы, сердцевина должна быть в нем».

Л.Торопицына,
главный хранитель музейных фондов.

Комментарии

Реклама