Главная Культура и искусство Вначале думал о Родине, а потом о себе
24.10.2015
Просмотров: 2199, комментариев: 0

Вначале думал о Родине, а потом о себе

27 октября члену Союза Журналистов СССР и России, писателю и поэту, бывшему редактору Карагайской районной газеты «Приобвинский край» Владимиру Степановичу Подаруеву исполнится 80 лет. Из семи освоенных профессий преимущество отдал журналистике, которой посвятил сорок лет.
Журналистика вывела юбиляра на писательскую дорогу. На сегодняшний день у него издано десять книг прозы и два сборника стихов. Среди них романы «Горький хлеб», «Раскаленный металл», «Самолеты уходят в небо», «Придет рассвет», «Половодье», «Судьбы людские», «Ветер перемен», повести «Жди меня», «Живи верой, надеждой, любовью», сборники стихов «Откровение» и другие.
Накануне 80-летия встретилась с юбиляром и задала ему несколько вопросов. Сегодня мы публикуем содержание нашей беседы.
– Владимир Степанович, судьба каждого человека начинается с детства. Каким оно было у Вас?
– Трудным. Время тогда было сложное. Шла Великая Отечественная война. Все взрослые мужчины ушли на фронт и не вернулись с полей сражений. Деревенские работы легли на плечи женщин, стариков и детей. В их числе был и я. В сельской местности не было работы, которую бы не приходилось выполнять. Одним словом, семь летних школьных сезонов я отработал в колхозе в военное и послевоенное время. А чтобы лучше все это понять, почитайте мой роман «Горький хлеб». Он посвящен трудовому фронту, без которого невозможно было победить врага.
– Напрашивается вывод, что и юность у Вас наступила раньше?
– Безусловно! В четырнадцать лет я из деревни ушел в город и поступил учиться в ремесленное училище. Общеобразовательные и специальные предметы мы изучали в аудиториях учебного заведения, а производственную практику проходили в кузнечном цехе Очерского машиностроительного завода, работая вместе с опытными кузнецами, осваивая и ручную ковку, и ковку на пневматических молотах.
– И каков результат учебы?
– Вместе с аттестатом об окончании училища я получил профессию свободной ковки четвертого разряда. Это очень высокий уровень подготовки. Кузнецы, имеющие пятый разряд, считались уже мастерами.
– Что дала Вам эта профессия?
– Она закалила мой характер и волю. Научила преодолевать трудности, полнее понять душу рабочего человека. В шестнадцать лет я уже самостоятельно ковал металл, а в восемнадцать лет после окончания школы механизации и получения водительских прав водил большегрузные машины по дорогам Прикамья, совершая по 500-700 километров за рейс. Об этом подробно говорится в книге «Раскаленный металл».
– В армии пришлось служить?
– Свой воинский долг перед Родиной я выполнил. С двумя техническими профессиями был направлен в годичную школу авиационных специалистов. Она дала мне профессию механика по электрооборудованию реактивных самолетов. А трехлетняя служба в авиации, активное сотрудничество с армейской газетой «Боевая тревога» позволили написать роман «Самолеты уходят в небо».
– Интересно, а как сложилась у Вас послеармейская жизнь?
– Стал профессиональным журналистом. В этом деле мне повезло. Перед демобилизацией, в конце 1957 года, было принято постановление Центрального Комитета КПСС об улучшении деятельности районных и городских газет. С двух страниц они были переведены на четырехполосные с выпуском трех раз в неделю вместо одного, поэтому редакциям газет потребовалось большое количество журналистских кадров. Подбором их в Прикамье занимался сектор печати Пермского обкома КПСС. Его заведующая Анна Дмитриевна Серкова направила меня работать в Карагайскую районную газету, редакция которой стала родной почти на сорок лет. Здесь я состоялся как профессиональный журналист, пройдя все ступени роста. Был корреспондентом, заведовал отделом сельского хозяйства, двенадцать лет нес ношу заместителя редактора и без малого двадцать лет руководил редакционным коллективом.
– Много сменилось работников редакции за это время?
– Довольно порядочно. Всех в нашей беседе назвать невозможно. Тем более о многих журналистах и полиграфистах я рассказал в книге «Ветер перемен», вбирающей в себя время, когда страной руководил Никита Сергеевич Хрущев. Отмечу только тех, с кем пришлось трудиться длительное время, решая стоящие задачи. Это К.В. Корепанов, П.И. Анферов, З.В. Булдашова, Г.Ф. Тульская, П.А. Фефилов, И.А. Аликин, Б.Г. Бакринев, В.В. Югов, Г.В. Мялицын, В.П. Якимова, Л.Я. Рачева, В.Т. Кинаш, Т.А. Зубова, Л.А. Дятчина и многие другие. Все они занимали разные должности, но выполняли одну общую задачу: сделать газету интересной, читаемой, чтоб ее любили, ждали, выписывали.
– У каждого редакционного коллектива есть своеобразный стиль его деятельности, черты, присущие только ему. Было что-то такое у Карагайских журналистов?
– Коллектив нашей газеты всегда отличался массовой работой. У редакции был большой авторский актив в виде нештатных отделов, селькоровских постов. Кроме того, мы выезжали в населенные пункты и проводили «Дни открытого письма», встречались в редакции «За круглым столом» с ветеранами труда и участниками гражданской и Великой Отечественной войн, ровесниками Октября, передовиками производства, специалистами сельского хозяйства, доярками-трехтысячницами, секретарями партийных и комсомольских организаций, руководителями разных лет и многими другими интересными людьми, кто вносил немалый вклад в развитие района на различных его этапах. Разговор на встречах проходил за чашкой чая, широко освещался в газете.
– Сказались ли эти проводимые мероприятия на тираже газеты?
– Безусловно! Но все же главным критерием тут было качество материалов, разнообразие газетных жанров, всестороннее освещение многогранной жизни района, включая отдаленные деревни и села. В поисках своих героев старались забираться в медвежьи углы и тьму тараканью. В итоге на протяжении многих лет тираж газеты превышал пять тысяч экземпляров.
– В Вашу бытность газета являлась органом райкома КПСС и райисполкома. С кем в первую очередь приходилось работать в тесном контакте?
– Всех перечислить невозможно. Назову только ведущих лиц. Это были первые секретари районного комитета КПСС: П.Е. Кармашов, С.С. Ильиных, Ю.В. Поносов, И.Ф. Зырянов, А.А. Резвухин и Л.И. Беляев.
Такое же количество было в райсовете. К ним отношу председателей райисполкома И.М. Макарова, А.И. Булдашова, С.В. Постаногова, А.Ф. Жижикина, глав администраций района В.В. Барышева и Н.В. Волгина.
Нахожу понимание и поддержку у нынешнего главы района Г.А. Старцева и председателя Земского Собрания района С.Н. Аликина.
– Владимир Степанович, все годы работы в редакции Вы находились под одной крышей с работниками типографии. Кто из них работал продолжительное время?
– В мою бытность редактора газеты здесь трудились на разных участках полиграфического производства по выпуску газеты Л.К. Пономарева, А.А. Комарова, Г.В. Огорельцева, В.Н. Носкова, А.И. Никонова, М.К. Черных, К.П. Вотинова.
Из наиболее молодого поколения вместе с директором типографии Валентиной Кинаш являются Анна Дудина, Татьяна Норова, Татьяна Старцева, Ирина Пичкалева.
С установкой строкоотливных машин в типографии появилась новая должность – мастер-наладчик линотипов. Первопроходцем в ней стал Владислав Булдашов, а преемником его был Виктор Вотинов.
– Трудовой стаж у Вас 54 года. Похоже, после выхода на пенсию Вы продолжали трудиться?
– Совершенно верно. Был приглашен в поселок Уральский писать книгу о Пермском фанерном комбинате и редактировать газету «Фанерщик Прикамья». Этим делом занимался пять лет. Итогом стали книги «Половодье» и «Судьбы людские». После их издания я вернулся в родной мне Карагай, где живу уже 57 лет, здесь мой дом родной, семья, дочери и внуки.
– Творческий процесс на этих двух книгах не завершился?
– Ни в коем случае. Первым делом я переработал, добавил и переиздал в 2004 году книгу «Горький хлеб», которая первым томом вошла в трилогию «Испытание на зрелость». В 2005 году вышел в свет ее второй том «Раскаленный металл», а в 2006 году – третий том «Самолеты уходят в небо».
– Выходит, первая пятилетка после возвращения из Уральского была плодотворной?
– Бесспорно. Не снижал темп творческого процесса и в последующие годы. К 385-летию Карагая и 50-летию моего приезда в это село в 2008 году был издан сборник стихов «Откровение», а к 85-летию Карагайского района в 2009 году был издан роман «Ветер перемен», посвященный хрущевскому времени руководства страной.
– Сейчас Вы над чем работаете?
– Заканчиваю работу над вторым томом о Приобвинском крае «Восходы над Обвой», поэмами «Рождественское городище» и «Верхнеобвинский острожок». Имеются неопровержимые доказательства того, что Карагаю в следующем году будет не 392, а 552. Но об этом разговор особый.
– Какое Ваше жизненное кредо?
– Всегда вначале думал о Родине, а потом о себе. Теперь в век рыночных отношений и капитала приоритеты меняются. Вначале многие думают о себе, а потом уже о Родине.
– Как Вы, Владимир Степанович, собираетесь отметить свой юбилей?
– Очень скромно и просто. Всех желающих поздравить меня с днем рождения приму у себя дома. Двери квартиры будут открыты целый день. Угощу гостей горячими пельменями, напою ароматным чаем, к соленым грибочкам, огурчикам и селедочке будут 150-200 граммов «фронтовых».
– Что с высоты 80-летнего юбилея пожелаете читателям «Приобвинского края», которому отдали без малого сорок лет?
– Здорового оптимизма, успехов в труде, семейного счастья, благополучия, прекрасного настроения и крепкого здоровья.

Беседу вела Елена Волегова.
Фото Анатолия Волегова.

Комментарии

Реклама