Главная Общество Почему заговорить бывает трудно?
20.04.2013
Просмотров: 1360, комментариев: 0

Почему заговорить бывает трудно?

Почему заговорить бывает трудно?

Любе 3 года и 1 месяц. Она часто без причины капризничает, не выполняет просьбы взрослого («иди сюда», «садись», «пойдём» и пр.)  Находясь в детском саду, старается избегать контакта с детьми. Девочка любит играть с куклами, укладывает их спать, одевает. Люба плохо разговаривает.  Произносит отдельные слова типа: мама, баба, папа, бух, ам, му-му и т.п. Предложениями не говорит. Показывает всё жестами. Воспитатели в садике научились её понимать. Они обратили внимание, что девочка «повторяет» названия предметов за взрослым на своём непонятном для окружающих языке. При этом она оживляется, становится весёлой.

Из беседы с мамой выяснилось, что родители с ней разговаривают мало. Речевое общение с дочерью сводится к тому, что они называют ей знакомые предметы, при этом полагают, «что Люба постепенно сама заговорит».  Книг ей совсем не читают. Мама приходит с работы поздно, со своими планами на вечер. И семейной традицией стал дочкин просмотр мультиков по вечерам после садика.

Наблюдение за девочкой показало, что она внимательно смотрит на людей. Её взгляд сосредотачивается на лице, глазах, движущихся губах взрослого. Но у Любы не формируется потребность выражать свои требования,  эмоции словами, то есть желание говорить отсутствует.  А причина в том, что ни мама, ни папа практически с ней не разговаривают, активно не общаются.

После обследования речевого развития родителям Любы было сообщено о «задержке речевого развития» у дочери. Задержка речевого развития ставится детям до 4 лет и означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено.

К задержке речевого развития у детей приводит невостребованность речи в семье. Так же она  может быть обусловлена наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить), частыми болезнями. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Здесь необходимо родителям быть в контакте с теми специалистами,  у которых ребёнок находится на учёте по заболеванию. К задержке речи может привести и замедленный темп созревания нервных клеток. В таких случаях следует обратиться к невропатологу. Этого бояться не надо. Активация деятельности головного мозга даст рывок в развитии речи.

А родители Любы должны понять и запомнить, что ребёнок не может быть предоставлен сам себе. И потребность в активной речи формируется не в беседе, или при объяснении и внушении, ни при сидении перед компьютером или телевизором, а при совместном действии, общении с мамой, папой, бабушками и дедушками. Для появления активной речи у ребёнка с ним надо вместе читать, играть, говорить, смотреть, трудиться.

Чтобы ребёнок заговорил, нужно помнить, во-первых, что все показы предметных действий необходимо сопровождать рассказом: «Ко-ко-ко,  где тут домик, я буду в нём жить…». Во вторых, нужно организовать совместную работу по типу «Давай вместе ….». И в третьих, как можно больше говорить с ребёнком, рассматривать яркие картинки, читать ему книжки.  Читать уже можно простейшие стишки с 8 месяцев, спрашивать, где слоник, где зайчик. Очень полезны игры, в которые нельзя играть одному, например, в мяч. Если родители прислушаются к советам, организуют речевое общение в семье, то можно надеяться, что задержка речевого развития у девочки будет преодолена.

Но проблемы могут и остаться, если родители не изменят своё отношение к ребёнку.  Тогда после 4 лет используется термин ОНР (общее недоразвитие речи), указывающий на серьёзное отставание от речевых норм.  Об общем недоразвитии речи мы поговорим на страницах следующих выпусков газеты. 

В.Б.Шаврина,
учитель-логопед
Карагайской средней
общеобразовательной школы №2.

Комментарии

Реклама