Интервью
- При работе единой командой – получится многое
- Люди всегда были и будут нашей опорой
- Беречь и приумножать то, что есть, и не быть равнодушными
- "Неизменно двигаться вперед !"
- Встать на путь исправления
- Что не знаете – подскажем…
- В управлении соцзащиты рассказали о новом пособии на первенца в 2018 году
- Прокуратурой Карагайского района подведены итоги работы по укреплению законности и правопорядка за 2017 год
фотогалерея
Улица – в честь земляка – Героя труда
В селе Карагае есть улица, названная в честь Героя труда, фельдшера, нашего земляка Владимира Александровича Марцинкевича. Почему улицы называют именами людей, кто они, эти люди?
В. А. Марцинкевич родился 23 июня 1870г. в с.Пянтеге Чердынского района. Его отец Александр Лаврентьевич Марцинкевич был участником Польского мятежа, за что его выслали в 1863г. за пределы Польши, как политического преступника. При высылке он был приписан крестьянином в с. Пянтеге и наделен землёй. Мать – крестьянка Неонила Ивановна Кузнецова.
В 1883 году по окончании сельской школы Владимира отдали учиться в Чердынское городское 4-х классное училище. По его окончании в 1987г. ему было предложено, как хорошо успевающему, учиться на фельдшера. В 1888 году Владимиру Марцинкевичу назначают от Земства стипендию для прохождения учения в Казанской фельдшерской школе, которую он окончил в 1893году, и начал работать эпидемическим фельдшером в распоряжение Чердынского пригородного участка (зав. халерным бараком в с. Серегово). В 1894 году переведён во вновь открываемый самостоятельный фельдшерский пункт в с. Верх Язьва Чердынского района, где служил до 1903 года. В 1903 году перешёл на службу в Очёрскую больницу.
В 1905 году в Карагайской больнице не было врача и аптечного работника. Владимир Александрович Марцинкевич, назначенный фельдшером в больницу, в течение 6 лет исполнял обязанности заведующего больницей и одновременно обязанности фельдшера, при этом сам готовил лекарства в аптеке. Владимир Александрович не боялся работы: прием больных в амбулатории, осмотры и лечение в стационаре, операции, хозяйственные заботы, а после работы – вызовы на дом к больным, порой за много километров от Карагая.
Сначала территория больницы была обычным пустырем. Два года понадобилось Владимиру Александровичу, чтобы из ничего сделать цветущий сад: посадили деревья, кусты смородины, сирени, разбили клумбы с цветами, оборудовали места для отдыха. Заботясь об условиях труда больничного персонала, построили водокачку, провели водопровод в больницу и на кухню.
Большой объем каждодневной работы не мешал Владимиру Александровичу вести общественную работу: он создал курсы по подготовке медицинских сестёр, младшего медицинского персонала. Организовал в Карагае общество трезвости, вел борьбу с пьянством. Постоянно Владимир Александрович работал над собой. Выписывал несколько русских и зарубежных журналов, читал много художественной литературы.
Сын Владимира Александровича, Александр, вспоминал такой случай. «Я помню страшную картину, которая сохранилась в памяти на всю жизнь. Мы жили при больнице. Я услышал крик: «Скорей, Владимир Александрович!». На крик я выбежал и остановился. Во дворе, в окружении нескольких человек, стоял один. Живот у него распорот, и внутренности выпали, а он их поддерживает руками, смотрит вокруг безумным взглядом. Отец подошёл, спокойно сказал: «Ведите в операционную» (он всегда был внешне спокоен). Операция прошла удачно».
В январе 1919 года при отступлении из Карагая бойцов Красной армии в больницу доставили 16 раненых красноармейцев. Их, по распоряжению Владимира Александровича, переодели в больничную одежду, разместили по палатам, а оружие и военную форму закопали в снег на территории больницы. Белым офицерам, посетившим больницу, Владимир Александрович объяснил, что это местные жители, раненые при взятии села, и больные тифом. Через месяц красноармейцы были вылечены и возвратились в строй. Никто из сотрудников больницы, жители села, даже злостные кулаки и торговцы не донесли на доктора, не проговорились, кого он спасает, и что три его сына – коммунисты, служат в Красной Армии, что младший, Анатолий, расклеивал по селу листовки против Колчака. Таков был авторитет доктора среди населения.
В 1925 году В.А. Марцинкевич был переведён заведующим и фельдшером Козьмодемьянского фельдшерского пункта. На новом месте он с неутомимой энергией и упорством вел работу среди населения по укреплению здоровья, пропаганде здорового образа жизни. По его проекту и на общественные деньги построили больницу на десять коек.
Мечтал Владимир Александрович построить в селе санаторий для трудящихся, но его мечте не суждено было сбыться.
На окраине с.Козьмодемьянска и ныне стоит и радует людей замечательный сосновый бор, по преданию, посаженный одним из знаменитых уральских лесоводов Теплоуховым. В 30-х годах этот бор хотели вырубить на строительные нужды. Владимир Александрович активно убеждал местные власти не делать этого, но не был услышан. Пришлось дойти до Председателя ВЦИК М.И. Калинина и спасти бор от гибели.
Всё время с 1919 по 1940 годы В.А. Марцинкевич вёл общественную работу по профсоюзной линии, 6 лет был уполномоченным райгруппкома «МСТ», выбирался делегатом на съезд Советов, работал председателем ревкомиссии К-Демьянского сельского совета и членом пленума Райисполкома.
В 1928г. по просьбе жителей Карагая за работу в Карагайской больнице в условиях гражданской войны (через Карагай дважды проходил фронт) и за борьбу с сыпным тифом по представлению Райисполкома и профсоюза «Медсантруд» Владимиру Александровичу было присвоено ВЦИКом звание «Герой труда».
Стаж его службы в итоге составил 53 года.
Это краткая биография знаменитого нашего земляка и очень уважаемого в народе человека. И сегодня в памяти почтенных людей хранятся приятные воспоминания о нём. На вопрос «Помните ли Вы такого человека?» – 94-летняя Матрёна Югова, в прошлом жительница Козьмодемьянска, ответила: «Да, очень нежный был доктор».
Умер В.А. Марцинкевич осенью 1945 года. Похоронен в с.Козьмодемьянске. Память о нем жива и сегодня.
С.Фролова, А.Югова,
Карагайский краеведческий музей
Оставить комментарий