Интервью
- При работе единой командой – получится многое
- Люди всегда были и будут нашей опорой
- Беречь и приумножать то, что есть, и не быть равнодушными
- "Неизменно двигаться вперед !"
- Встать на путь исправления
- Что не знаете – подскажем…
- В управлении соцзащиты рассказали о новом пособии на первенца в 2018 году
- Прокуратурой Карагайского района подведены итоги работы по укреплению законности и правопорядка за 2017 год
фотогалерея
О поэтическом фестивале. И не только…
Все началось с приглашения на VIII фестиваль поэтического творчества «Земляки». Намечен он был на 29 июня. Местом его проведения выбрано Рождественское городище. Тут же дана справка из его истории. В ней говорилось, что изучение и сопоставление найденных экспонатов с письменными арабскими источниками, а также с результатами исследований татарских ученых позволили определить, что это ни что иное, как остатки разрушенного города Афкула – столицы государства Вису, позднее названного страной Чулманской. «Кассаба» - по-персидски «Маленький город». Письменное упоминание о нем датировано 1412 годом. Кассаба Афкула («поворотная крепость») на берегах Обвы.
Под этим текстом помещен снимок с видом раскопок, которые проводили студенты исторического факультета Пермского государственного университета под руководством своих преподавателей.
Скажу откровенно, эта короткая справка заинтриговала меня. Пришлось обратиться к истории, которая свидетельствует о том, что с XII века в Пермский край, столицей которого была в то время Чердынь, постоянно наведывались купцы из Новгорода и Ростово-Суздальской земли, привозящие различные товары, а взамен у местного населения покупали пушнину. Вот на этом-то пути и находилось Рождественское городище, являющееся в то время процветающим торговым городом и крепостью на крутом берегу Обвы.
В XIV и первой половине XV века на Пермские земли по реке Обве и Верхней Каме стало проникать и претендовать на них Великое Московское княжество. В то время здесь начали появляться первые русские поселения. Однако прочной русской власти в Прикамье не было. Кроме того эти земли подвергались разрушительным набегам со стороны Казанского и Сибирского Ханств.
В 1472 году, после подчинения себе Великого Новгорода, царь Иван Грозный организовал военный поход на Пермские земли и включил их в состав централизованного русского государства.
Возникает вопрос: «Почему город Афкула из столицы государства Вису был переименован в столицу страны Чулманской?».
Ответ тут прост. Это произошло после взятия крепости татарами. О том, что они длительное время здесь проживали, свидетельствует их кладбище, находящееся отдельно от языческого, а также при раскопках найдены предметы, говорящие о том, что здесь находилась когда-то мусульманская мечеть.
Напрашивается вывод о том, что первый раз город Афкул уничтожили воины Казанского Ханства, сделав его своей вотчиной, а второй раз это осуществили стрельцы царя Ивана Грозного во время военного похода в Чердынь. В 1552 году и сама Казань была взята русскими войсками и присоединена к Российскому государству.
Однако из истории вернемся в мир сегодняшний. Накануне поездки звоню директору Карагайской районной бибилотечной системы Елене Леонидовне Чаловой:
- Фестиваль не отменяется? – спрашиваю ее.
- Нет, - отвечает она. – Изменилось только место его проведения.
- Каким образом?
- Завтра в городище проводится краевое мероприятие. Туда приедут более трехсот мусульман, проживающих на территории Пермского края. Проводит его сам муфтий. Будет совершено моление в память мусульман, живших когда-то в Рождественском городище. Это у них традиция.
- Где тогда пройдет поэтический фестиваль?
- На другом берегу Обвы.
- Напротив самого городища?
- Не совсем. Но его будет видно.
- Во сколько открытие?
- Наш микроавтобус отправится в одиннадцать часов утра от Карагайской библиотеки.
- Что от меня требуется?
- Стихи о Рождественском Городище.
Фестивальное утро выдалось ярким и солнечным. Природа не обделила Карагайцев своим теплом. Вот уже полмесяца стоит жара. Столбик термометра поднимается за тридцатиградусную отметку. В автобусе, который ведет Алексей Субботин, находятся помощник главы администрации карагайского муниципального района Надежда Петровна Брагина, заведующие отделами районной библиотеки Елена Викторовна Кучумова и Вера Ивановна Рачева, карагайская поэтесса Надежда Григорьевна Овдеенко и автор этих строк.
- А где Елена Леонидовна? – спрашиваю Кучумову.
- Она с Еленой Михайловной Чувашовой уже в Рождественске.
- Общий сбор прибывших на фестиваль состоялся на площади у здания Рождественской администрации. Отсюда кортеж автомобилей отправился к месту проведения фестиваля. Им оказался уголок на берегу Обвы в окружении роскошных некошеных лугов с травою по пояс, зарослей ивняка и зеркальной глади реки, молча катящей свои воды в крутых берегах А вдали, на горе, видны многоместные цветные палатки с активным движением человеческих фигур.
- Это и есть городище? – спрашиваю кого-то из местных.
- Оно самое, - слышу в ответ.
Место показалось до боли знакомое.
- Так это же бывшая деревня Постаногово, - вырвалось у меня. Вон ближе к лесу ряд древних тополей, крутой спуск к реке, гора. Самое подходящее место для крепости.
- Совершенно верно, - замечает симпатичная, кареглазая девушка с загорелым лицом. – Это бывшая моя деревня, где я родилась и выросла.
- И ты знала, что на этом месте когда-то стоял город?
- Нет, - засмеялась она. – По находящимся поблизости языческом и татарском кладбищам мы догадывались, что в древние времена здесь жили люди. Да и при земляных работах разные предметы находили. Вот они-то и заинтересовали ученых, начались раскопки.
Запомнился мне этот постаноговский угор еще тем, что здесь в свою бытность проводился слет лучших животноводов района с горячей ухой и ароматным чаем.
Приехавших на фестиваль хлебом и солью встретили заведующая Рождественской библиотекой Ольга Павловна Вяткина и ее коллега по работе Светлана Борисовна Осинникова. Они были ведущими фестиваля. А начали с приглашения гостей за длинный под лабазом стол, покрытый скатертями. Кроме минеральной воды здесь можно было испить ароматного чаю, заваренного на травах, включая липовый цвет, а также отведать сладкие пироги, пышные разборники, манящую взгляд пиццу и полакомиться шоколадными конфетами.
Вот так необычно в дружеской обстановке начался VIII районный фестиваль поэтического творчества «Земляки» на Обвинских лугах в Рождественске. Кроме ведущих гостей приветствовали Надежда Петровна Брагина и Елена Леонидовна Чалова. Затем слово было предоставлено гостям. Им предлагалось прочитать свои стихи об истории родного края, народных традициях, красоте и, безусловно, о любви к Отечеству, месту, где родился и вырос, природе и своим любимым.
Скажу откровенно, тон на фестивале задали ильинцы. Активно и вдохновенно читали свои стихи поэты из соседнего района: Андрей Заякин, Тамара Гуляева, Наталья Паршакова и Виталий Горшков. У них нашлись стихи на каждую предложенную тему.
Не отсиживались и наши поэтические звезды: Надежда Овдеенко из Карагая, Надежда Крашенинникова из Козьмодемьянска и Надежда Бабина из Рождественска. В прошлом году они представляли Карагайский район на поэтическом фестивале в Частых и заслужили немало аплодисментов. Так было и на этот раз.
Порадовала своим творчеством Елена Кадочникова из Обвинска. В ее стихах прослеживалась живость языка и юмористическая жилка. Свою коллегу из Обвинска поддержала библиотекарь из Канюсят Валентина Гусева.
На каждой встрече поэтов активностью отличался Михаил Мялицын из Рождественска. Не изменил он своему правилу и на этот раз. Не уступила в таланте своему земляку и Анна Ступак.
На высоте, как всегда, были менделеевцы. Светлана Березкина, Тамара Олехова, Зоя Копанцева проникновенно и волнительно читали свои стихи. Вместе с ними появилось и новое имя в поэтическом творчестве. Это Раиса Пирогова из Савино. Она не могла остаться равнодушной к происходящим событиям в сельском хозяйстве.
Верна осталась себе Тамара Кожевникова из Никольска. Она активно читала свои стихи по каждой теме.
Всего на фестивале выступило двадцать шесть поэтов. У каждого из них был свой стиль в написании стихов, неподражаемость поэтического слова, самобытность мысли, которую невозможно было спутать с другими авторами. Пусть это будет взгляд на окружающий нас мир, на неповторимую красоту природы, на пылкую и страстную любовь, которой все возрасты покорны.
Всем присутствующим понравилась песня о Рождественске. Музыку к ней написала Любовь Козырева, стихи на музыку сочинила Надежда Бабина, а исполнить ее помогла Ирина Козырева. Все трое получили бурные аплодисменты.
На этот раз поскромничала и не прочла свои стихи библиотекарь из Фролов Любовь Постаногова. Зато она внимательно слушала выступления других поэтов, активное участие принимала в их фотографировании и лихо разъезжала на своем скутере по рождественским лугам, пропитанным зноем, вбирающим в себя запахи трав с их медовым ароматом, который дурманил и кружил голову. А вода в Обве величаво текла и омывала берега, которые так много видели на своем веку, но рассказать об этом не могут.
Завершился VIII фестиваль фотографированием на память, а затем его участники разъехались по домам. С собой они увозили хорошее настроение от проведенного мероприятия, где поделились сокровенными мыслями, которые волнуют каждого, не дают спать по ночам. Говорят, что поэт и во сне пишет стихи, не ложась спать без карандаша и бумаги.
При расставании Елена Леонидовна Чалова попросила меня:
- В своем материале обязательно отметьте предпринимателя из Рождественска Сергея Анатольевича Горбунова. Он дал пиломатериал для столов, которые мастерил ночью наш водитель Алексей Субботин.
Что касается лично меня, то я прочел на фестивале черновые наброски к поэме «Рождественское городище.
В. Подаруев.
Оставить комментарий