Интервью
- При работе единой командой – получится многое
- Люди всегда были и будут нашей опорой
- Беречь и приумножать то, что есть, и не быть равнодушными
- "Неизменно двигаться вперед !"
- Встать на путь исправления
- Что не знаете – подскажем…
- В управлении соцзащиты рассказали о новом пособии на первенца в 2018 году
- Прокуратурой Карагайского района подведены итоги работы по укреплению законности и правопорядка за 2017 год
фотогалерея
Абсолютный победитель конкурса «Учитель года-2012»
Андрей Викторович Сабашников известен многим в Карагайском районе, поэтому, наверное, будет излишним представлять его читателям газеты «Приобвинский край». Известный деятель в культуре, педагог Карагайской средней школы №1, Андрей Викторович в этом году принял участие в муниципальном конкурсе «Учитель года-2012» и стал его абсолютным победителем. По этому замечательному поводу мы встретились с Андреем Викторовичем и попросили ответить на наши вопросы.
- Андрей Викторович, ожидали ли Вы, что станете пебедителем конкурса «Учитель года»?
- Надеялся, верил, но победа для меня стала неожиданной.
- А это было Ваше первое участие в конкурсе «Учитель года» или Вы участвовали в нем раньше?
- Да, участвовал, в 2005 году, в номинации «Мужчина в образовании». Тогда победителем стал учитель физики Карагайской средней школы №2 Виктор Александрович Сысоев.
- Андрей Викторович, в этом году победителем стали Вы, что для Вас значит эта победа, что она вам дала?
- Ну, во-первых, это уверенность в себе, в своей профессиональной компетентности. Кроме того, победа в конкурсе дала некий престиж и статус. Конечно, профессиональная признательность педагогического сообщества тоже немаловажна, для каждого человека хочется быть признанным, тем более среди коллег.
- Андрей Викторович, как для Вас прошли испытательные моменты: на одном дыхании или были сложности?
- Основная сложность заключалась в том, что конкурс был ориентирован на федеральные государственные стандарты второго поколения. Сегодня для нас это еще новое, мы только начинаем внедрять их в свою профессиональную деятельность. В этом году на новые стандарты перешли 1 классы, среднее звено (5-9 классы) к федеральным стандартам второго поколения перейдет лишь в 2015 году. Но уже сейчас в конкурсе была заявлена эта тема: одним из требований стало составление образовательных программ и проведение уроков по стандартам второго поколения. В этом была основная сложность.
- А какое испытание стало наиболее трудным? Как для Вас прошло самое первое задание «Визитка»?
- Идея визитки существовала давно, она была опробована еще на отборочном туре школьного уровня и показалась всем оригинальной. В принципе, я ее оставил без изменений. Самым сложным испытанием стал урок. Это основное конкурсное испытание, где проявляется профессиональное мастерство, поэтому большая часть сил была потрачена именно на него. Естественно, тот вариант, который был показан на отборочном туре перед коллегами, в дальнейшем переделывался не раз, в нем много что поменялось. Если с темой было определено сразу, то с содержанием и наполнением пришлось поработать.
- Андрей Викторович, нам удалось побывать на Вашем открытом уроке. Помнится, Вы его проводили в 6 классе, а темой урока была «Атмосфера». Почему Вы выбрали именно эту область для разговора?
- Во-первых, потому что эта тема предусматривается учебным планом, а во-вторых, она очень благодатная для обсуждения: у детей есть возможность поразмыслить, можно что-то исследовать. Вообще география в 6 классе очень интересная. Это начальный курс, где даются общие закономерности и закладываются основы географических знаний.
- Андрей Викторович, как сами себя оцениваете, все ли удалось на уроке, что было задумано?
- Думаю, урок прошел хорошо. Если смотреть чисто профессионально и быть очень критичным то, может, надо было быть чуть эмоциональней. Немного присутствовала моя скованность, на что сказалось и присутствие жюри, и некоторое конкурсное волнение, если бы урок прошел как в обычном режиме, он был бы ярче.
- А что можете сказать про учеников? Были активными на уроке? Не подвели?
- Нет, наоборот, очень даже помогли. Дети молодцы, они сделали все, что нужно. Вообще не секрет, что такие уроки репетируются. Я проводил их в своих 6-ых классах. На пробных занятиях дети некоторые вещи не сразу верно определяли. Исходя из этого, я нашел нужные вопросы, которые надо задать, чтобы получить те ответы, которые хотел бы услышать от детей. Поэтому на открытом уроке в этом плане было гораздо легче, чем на пробных занятиях.
- Кто помогал Вам и поддерживал при подготовке к конкурсу, и насколько важной была эта помощь?
- Меня поддерживали друзья и коллеги, те, кто со мной работают. Конкурсное испытание такого уровня это уже коллективная работа. Нужно не только выразить свою точку зрения, но и критически осмыслить все, а это могут сделать только люди, которые видят тебя со стороны. Самому свои идеи кажутся идеальными и оригинальными, а когда выслушаешь мнения других, делаешь соответствующие корректировки. Поэтому помощь коллег была большой и достаточно значимой.
- Андрей Викторович, как Вы считаете, почему именно Вы стали победителем?
- Как я уже говорил, одним из ключевых испытаний был урок, поэтому, наверное, он сыграл главную роль при подведении итогов. Почему понравился именно мой урок? Думаю, потому что он был нетрадиционным и несвойственным обыкновенному уроку. На первый взгляд, на нем были простые опыты, практико-ориентированные задания, анализ иллюстрации, ничего сложного или сверхъестественного. Но не на каждом уроке учитель будет показывать опыты, тем более на уроке географии. Это свойственно, допустим, на уроках физики или химии, а вот на уроках географии это редко применяется. Может быть, эта необычность и оригинальность подхода к уроку и понравилась жюри. На какие-то свои сценические таланты я не уповал. Конечно, это тоже играет не последнюю роль, но не думаю, что это было решающим в моей победе. Понятно, что меня, как человека публичного, знают все. Не думаю, что на конкурсе в этом плане во мне увидели что-то необычное.
- Андрей Викторович, а что Вы можете сказать насчет других конкурсантов?
- Работая в школе давно, я знаю практически всех педагогов в районе. Могу сказать, что участники были достойные, особенно коллега по школе Ирина Николаевна Носкова. С ней на конкурсе мы себя конкурентами совсем не ощущали, наоборот, даже помогали друг другу и поддерживали. Вообще достойными были все конкурсанты. На таких конкурсных испытаниях каждый может показать себя с такой стороны, с какой вроде бы и не ожидаешь. Зная педагога понаслышке, возможно недооцениваешь его педагогические качества, а на конкурсе он может выложиться так, что мнение о нем меняется.
- Выступления каких участников наиболее запомнились?
- Мне очень понравилась визитка у Елены Николаевны Пермитиной из Карагайской средней школы №2. Инсценировка передачи «Прожекторпэрисхилтон» была зрелищной и интересной. Работая в культуре, я знаю, что есть стандартный ход – взять любую телепередачу и на ее основе сделать что-то свое. Но выбор популярной передачи стал идеей свежей, новой и интересной.
- Андрей Викторович, поделитесь, какие у Вас подходы к построению и проведению уроков?
- Работая в школе давно, я уже дошел до того, что все познается в деятельности, то есть пока ребенок сам что-то не поделает, не попробует, бесполезно ему это объяснять и обрисовывать. А география такой предмет, который требует абстракции, поэтому различные модели, муляжи обязательны для использования. Конечно, это умеренная база, которая не дает возможности в полной мере применять ее на уроках. Поэтому приходится как-то выходить из положения, используя видеоматериалы, какие-то другие средства, постоянно искать что-то новое, ведь если не начинаешь удивлять ребят, становится неинтересно ни им, ни тебе. Именно способность удивлять и удивляться - есть способность хорошего педагога. Зачастую на уроках привожу какие-то необычные примеры из жизни, причем стараюсь повернуть их той стороной, которая, неожиданно для детей, каким-то образом тоже связана с географией.
- Что для Вас является главным желаемым результатом в вашей работе: общение с детьми, признание коллег, победа в различных конкурсах или может что-то еще?
- Все это замечательно: и признание коллег, и общение с детьми, и победа в конкурсах. Но не это главное. Главный конечный результат - это чтобы через несколько лет твой ученик, проходя мимо, не отвернулся, а поздоровался и назвал тебя по имени-отчеству. Значит, ты оставил в нем какой-то вклад, он тебя помнит, уважает. Наверное, это главный результат, к которому надо стремиться.
- Многие учителя сегодня жалуются, что современные дети стали хуже учиться и пренебрегают правилами поведения. Вот для Вас они какие?
- Я, наверное, тоже соглашусь с тем, что сегодня дети уже не те, что были, например, лет 10 назад, но они современные, они другие. Сегодня, в первую очередь, поменялись не нормы поведения детей, а вообще социальные нормы взрослых, ведь дети берут пример с нас, взрослых, в том числе с педагогов и со своих родителей. Кроме того, зачастую нормы поведения связаны с определенными возрастными особенностями, это тоже надо понимать. В основном, проблемы с поведением возникают у подростков, поэтому тут надо самим как-то регулировать свои отношения с детьми. Лишний раз, может, и не стоит начинать морализировать и прививать какие-то нормы, рассказывая, что такое хорошо, а что такое плохо. В некоторых ситуациях надо проще относиться к этому.
- А есть дети, которые не хотят учиться?
- Нет, таких детей нет. Есть дети, которые ленятся, это да. А так, дети в любом возрасте любознательные и хотят узнавать что-то новое.
- Андрей Викторович, какие проблемы современного образования кажутся Вам наиболее болезненными?
- Наиболее значимые проблемы, это, наверное, те, что сегодня на устах – это единый государственный экзамен, то есть определение результатов обучения. Вообще замер результатов это всегда проблема, проблема для всех: для учителя, потому что это оценка и его труда, для ученика, потому что это оценка его знаний. Проблема оценки результатов – важный вопрос, который сегодня стоит перед образованием. Уже около 10 лет мы пользуемся системой ЕГЭ для определения результатов обучения, и все эти 10 лет к ЕГЭ относились по-разному. Как мне кажется, ЕГЭ не дает полной картины знаний учеников. В основном, учитываются знания в рамках определенного предмета, но не проверяются какие-то универсальные способности, например, умение анализировать. Можно научиться сдать ЕГЭ, но это еще не говорит, что ты будешь умным и хорошим специалистом в дальнейшем. Поэтому проблема определения результатов - это одна из основных проблем в образовании. А вообще, проблем, конечно, очень много. Это и условия, не соответствующие тем же образовательным стандартам второго поколения, и оптимизация образования: сегодня после закрытия малокомплектных школ мы обучаем по 26-27 человек в классе, что тоже не очень хорошо.
- Андрей Викторович, и последний вопрос: чем Вы любите заниматься в свободное время?
- Ну, конечно, люблю походы, не только с детьми, но и семейные, при возможности всегда выезжаем на пикник. Еще одно увлечение - это компьютер, который отнимает достаточно много времени. Общаюсь в сети со знакомыми, коллегами. Сейчас, например, мы участвуем в турнире «Команда2Команда» и активно взаимодействуем через Интернет. Ну и, конечно, важное место в жизни занимает семья, у меня две дочери, которым тоже уделяю много внимания.
- Андрей Викторович, спасибо Вам большое за интересную беседу, поздравляем Вас с победой, желаем дальнейших профессиональных успехов.
К. Мелехина
Андрей Викторович молодец!
Андрей, теперь поборись на краевом уровне.
Оставить комментарий