Главная Общество Хозяин неба
16.08.2019
Просмотров: 549, комментариев: 0

Хозяин неба

В далеком прошлом осталась война в Афганистане, но до сих пор вспоминают её те, кому было суждено пройти через это пекло. Александр Григорьевич Кочетов, капитан – штурман вертолетной авиации, тоже побывал на этой войне.

В афганской войне вертолетам суждено было занять особое место. В силу своей универсальности они применялись для решения широкого круга задач, а зачастую становились единственным средством обеспечения и поддержки многообразной деятельности войск. Без преувеличения можно сказать, что вертолеты вынесли на себе всю тяжесть войны, пройдя ее от первых до последних дней.

Афганистан, Германия - для капитана Александра Кочетова это не просто пункты на карте, это страницы его военной биографии. Неся службу в горячих точках, вертолетчик участвовал в самых рискованных операциях, требующих высшей степени летного мастерства и мужества.

- Мне показалось, что уметь летать - это романтика. В семье у нас я первый по авиации, сейчас вот и сын подхватил традицию, - рассказывает Александр Григорьевич. - Раньше думал, что летать на самолетах это круто, а оказалось на вертолетах еще круче. Это гораздо интересней! На вертолетах все по-другому: тут маневры, высота небольшая, все видно. Свою работу увлечением никогда не считал, но все равно, месяц не полетаешь – возвращаешься после отпуска и так тянет в небо. Интересный, кстати, факт: ни разу не было такого, чтобы вертолетчики уходили в летчики. Моя профессия одновременно романтичная и опасная. Но романтики больше. С опасностью должны справляться твои навыки, которые надо постоянно совершенствовать.

В разных родах войск свои ритуалы, приметы. Например, у нас инструктора, получившего допуск к инструкторской работе, берут за руки-ноги и ударяют мягким местом о колесо вертолета. Чтобы привыкал, что это место теперь будет дубовым, ведь сидеть в кабине придется очень много.

За свои проступки, в виде грубых и неоправданных нарушений лётной дисциплины, лётчикам приходится жестоко расплачиваться, и ладно, если карьерой, а порой жизнями всего экипажа и пассажиров. Ещё в стенах училища им в основном рассказывали о лётчиках-героях. Наверное, было правильнее прививать не "палочную", а осмысленную, осознанную дисциплину, убеждать будущих выпускников на негативных примерах, повседневно следовать наставлению по производству полетов, этой "нити Ариадны" всей авиации. Она, как вера, должна не вменяться, а ежечасно, в течение всей учёбы впитываться с "молоком" альма-матер. Александр Григорьевич не хочет кого-либо поучать, а по прошествии многих лет старается донести положительный и отрицательный опыт, как свой, так и своих товарищей, выпускников прошлых лет. Поведать о собственной халатности, о легкомысленных экспериментах отрыва от базы, неосмотрительности, самонадеянности, предостеречь молодёжь от безграмотной эксплуатации техники всеми членами экипажа.

- Свобода для всех своя… Для нас свобода - небо! Ничего нет прекраснее вертолета, летящего в нем, нет звука чудеснее, чем песня несущего винта. А с коллегами мы всегда делимся мыслями, знаниями, опытом, - продолжил разговор мой собеседник.

Да, наши вертолётчики могут всё. Для русских вертолётов нет непреодолимых преград. Всё выдержат. И минное поле Ханкалы, и обжигающую жару Судана, и чудовищный холод Заполярного круга... Пусть «Еврокоптеры» и «Сикорские», «Агуста»» знают - у нас есть, чем гордиться. А если есть, чем гордиться, обязательно будет, чем восхищаться.

Воевать в Афганистане, по словам капитана Кочетова, было бы просто невозможно без вертолётной авиации. По свидетельству авианаводчиков, работавших в боевых порядках наземных подразделений, именно вертолеты обладали наивысшей эффективностью. Они использовались как для огневой поддержки, так и для преследования отходящего противника, для воздушного патрулирования местности, для сопровождения автомобильных колонн, высадки десанта, снабжения войск и эвакуации сбитых летчиков и раненых военнослужащих.

Лучшим учителем для пилотов и штурманов была каждодневная работа: в день экипажи выполняли по 5-6 вылетов, проводя в воздухе до 8 часов. В практику вошли маневры с большими перегрузками, категорически запрещенные дома: виражи с креном до 90 градусов, «истребительные» боевые развороты, горки с отрицательными перегрузками (теоретически для вертолета недопустимыми) и крутые пикирования, при которых в кабине темнело от земли, заполнявшей весь обзор. Многие летчики впоследствии говорили, что летать по-настоящему их научил Афган, однако о своих достижениях там в пилотаже предпочитали не распространяться – запреты оставались запретами.

Сейчас Александр Григорьевич - гражданский человек. Он отработал несколько лет после выхода в отставку в налоговой инспекции, построил дом в деревне Сильново, где и сейчас проживает. Любит рыбалку, собирать грибы и ягоды, любит своих детей, которыми гордится, вообще любить жить, встречаться с друзьями и однополчанами.

При общении с Александром Кочетовым мне особенно запомнилось, что он знает про нашу авиацию практически всё. Мне самому довелось служить в военно-воздушных силах страны, поэтому наш разговор сложился очень интересно, мы говорили на одном дыхании, вспоминая армейские годы.

От всей души поздравляем Александра Григорьевича Кочетова и всех, для кого авиация - это не просто слова, это целая жизнь. Желаем, чтобы вы не знали ни бурь, ни штормов. Чтобы погода всегда была летной, а удача всегда оставалась на вашей стороне. С Днем военно-воздушных сил России!

Анатолий Волегов.

Фото автора.

Комментарии

Реклама