Главная Общество Медиация как альтернативный способ урегулирования споров
05.08.2017
Просмотров: 311, комментариев: 0

Медиация как альтернативный способ урегулирования споров

Как правило, при возникновении спора одна из сторон направляет другой претензию. Если она не удовлетворяется в полном объеме, пострадавшая сторона обращается за защитой своего права в суд. В ряде случаев досудебный этап исключается.

Медиация призвана урегулировать конфликт в том случае, когда самостоятельно у сторон не получается найти обоюдовыгодное решение, но есть шанс решить вопрос, не дожидаясь судебного решения.

П. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» определяет процедуру медиации, как способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Медиация может быть:

Досудебная – это процедура, которая может быть двух видов:

1) медиация, которая предписана Законом по определенным категориям споров, когда до обращения в суд стороны обязаны попытаться урегулировать спор с помощью процедуры медиации;

2) медиация как обязательство сторон друг перед другом, которое они приняли на себя и оформили в виде соглашения о применении процедуры медиации (медиативная оговорка).

Судебная медиация применяется в рамках судебного процесса и происходит по рекомендации или предложению суда после обращения сторон в суд с целью урегулировать возникший между ними спор.

Согласно ч. 2, 3 и 5 ст. 1 Закона о медиации с ее помощью могут быть урегулированы споры, вытекающие из гражданских правоотношений, в т.ч. в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельностью, семейных и трудовых правоотношений, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, за исключением коллективных трудовых споров, а также споров, затрагивающих интересы третьих лиц.

В соответствии со ст. 3 Закона о медиации альтернативная процедура урегулирования споров проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон.

Медиация принципиально отличается от судебного порядка рассмотрения споров. Ее основная цель – снижение конфликтности в обществе посредством внедрения альтернативных способов урегулирования споров.

Согласно ч. 4 ст. 12 Закона о медиации медиативное соглашение, в отличие от судебного решения, представляет собой сделку гражданско-правового характера. И нарушение ее условий сторонами может повлечь последствия, предусмотренные гражданским законодательством за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, в т.ч. расторжение соглашения в судебном порядке.

Урегулирование спора путем процесса медиации, независимо от ее результатов, не умаляет прав сторон на обращение за судебной защитой.

Достижение сторонами согласия о применении альтернативной процедуры урегулирования споров подтверждается заключенным до или после возникновения спора в письменной форме соглашением.

Момент, с которого начинает применяться процедура медиации, определяется моментом заключения соглашения о проведении процедуры медиации.

Посредником при урегулировании спора является медиатор, который должен соответствовать следующим требованиям:

- может осуществлять свою деятельность на профессиональной и непрофессиональной основе (при этом, в обоих случаях она не будет являться предпринимательской);

- непрофессиональным медиатором может быть совершеннолетнее, дееспособное лицо, не имеющее судимости;

- профессиональным медиатором может быть лицо, достигшее двадцати пяти лет, имеющее высшее образование и получившее дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации (ч. 1 ст. 16 Закона о медиации).

Если процедура медиации началась после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, медиатором в этом случае может выступать только лицо, осуществляющее данную деятельность на профессиональной основе (ч. 3 ст. 16 Закона о медиации). Медиатор должен быть беспристрастным и независимым.

Роль медиатора, как посредника, сводится к выяснению позиций сторон по вариантам урегулирования спора, содействию в достижении согласия сторон, а также при согласии сторон внесению предложений по урегулированию спора.

Если стороны не договорились об ином и действующее законодательство не обязывает лиц, принимавших участие в процедуре медиации, раскрыть информацию, медиатор, согласно ч. 3 ст. 5 Закона о медиации, обязан соблюдать правила конфиденциальности.

На территории Карагайского района медиатором является Пономарева Юлия Алексеевна, прием осуществляет по адресу: с.Карагай, ул.Кирова, д.11 (здание «Дома быта»), второй этаж с 9:00 до 17:00; понедельник, среда-пятница.

По вторникам прием осуществляет на дому по адресу: д.Савино, ул.Шоссейная, д.25.

Телефон 89027925536, 89588827676. электронный адрес: yurist.help59@mail.ru

Услуги по урегулированию споров оказываются бесплатно.

Применение медиативных технологий может ускорить судебный процесс, если, например, стороны придут к мировому соглашению, а может помочь и вовсе разрешить спор до суда. В идеале институт медиации призван разрешить конфликты, возникающие между гражданами, не доводя их до судебных разбирательств. В практике судов встречаются дела, когда после получения судебного решения стороны продолжают конфликтовать, выяснять отношения, так как истинные причины конфликта между сторонами до конца не устранены. Это порождает другие судебные дела. В подобных ситуациях выявить истинные причины конфликтов помогает медиативный подход, он позволяет судье подвести стороны к принятию согласованного между ними решения. Кроме того, получив опыт примирения в стенах суда, стороны в будущем будут знать, как и когда можно решить спор во внесудебном порядке.

Марина Печенкина, ответственная

Карагайского районного суда

за взаимодействие со СМИ.

Комментарии

Реклама