Главная Общество Не теряй время!
02.03.2013
Просмотров: 707, комментариев: 0

Не теряй время!

Не теряй время!

Маленького Кирюшу родители отдали в садик в 1,5 года. Он был третьим ребёнком в семье. Родительский опыт не ставил под сомнение тот факт,  что Кирилл будет чем-то  отличаться от старших сыновей.  Придя с ребёнком на руках в садик, мама знала, что нужно некоторое время, чтобы мальчик привык к ясельной обстановке.

В группе маме понравилось! Было интересно наблюдать, как девочки «поили» из игрушечных чашечек кукол, мальчики из кубиков пытались что-то построить. Одни дети вынимали игрушки из коробки, а другие катали машинки.   Двое малышей ложками самостоятельно доедали кашку, сидя за столиком. Мама обратила внимание, как воспитательница, показывая детям картинку, просила найти и назвать предметы, животных, людей,  изображённых художником. В ответ слышалась детская лепетная речь: би-би, яба, дека,  мама, дядя, аф-аф,  тётя, кися…

Но Кирюша, попав в руки воспитательницы, громко заплакал. Плакал он постоянно. Целыми днями женщины по очереди носили его на руках. Мальчик себя не обслуживал. Не давал знать воспитателю, что хочет в туалет.  Не проявлял интереса к игрушкам, не брал их в руки. Не вступал в контакт с детьми. Продержав в садике Кирюшу один месяц,  родители решили оставить его дома.

Мальчика вновь привели в садик в четыре года. Привыкание прошло менее болезненно. Но родителей на этот раз насторожила и испугала непохожесть ребёнка на других детей. В то время как девочки играли в «доктора», лечили кукол, а мальчики играли в «корабль»,  Кирилл брал игрушки в руки и разбрасывал их вокруг себя. Он не участвовал в играх детей. Дошкольники во время занятия слушали сказку, рассматривали иллюстрации, составляли предложения по картинке, рассказывали об игрушке. А Кирюша произносил 15 лепетных малопонятных слов. На вопросы воспитателя не отвечал. Обеспокоенные мама и папа обратились к врачу. И как выяснилось,  проблем было уже целый клубок.

На приёме доктор собирал сведения о протекании беременности, о родах, о развитии в грудном возрасте и развитии с года до трёх лет. К сожалению,  родители мало, что помнили. Они не ответили ни о сроках появления «гуления» и лепета, ни о появлении первых слов. А ведь подобные сведения позволяют поставить более точный диагноз,  спрогнозировать будущее ребёнка, наметить пути коррекции нарушений в развитии ребёнка.

Хочу посоветовать всем родителям, завести дневник наблюдений. Когда вашему ребенку, здоровому физически, психически, овладевшему устной и письменной речью исполнится 10 лет,  можно будет с чистой совестью убрать этот дневник в семейный архив. А до этого,  особенно в период младенчества и младшего дошкольного возраста, мама должна делать пометки о сроках прохождения ребёнком разных этапов развития.  Нужно обязательно отметить и запомнить:

- когда малыш начал держать головку, сидеть, ползать, вставать,  ходить;
- когда появились «гуление», лепет;
- когда произнёс первые слова;
- когда заговорил предложениями;
- прерывалось ли речевое развитие;
- как ребёнок реагировал на маму, родных и чужих людей, на неожиданный громкий звук, яркую игрушку, сердитое лицо мамы и т.д.

Чтобы заметить во время ведения дневника наблюдений неблагополучие своего ребёнка и уметь помочь ему, необходимо знать возрастные этапы развития речи в норме. О них мы поговорим с вами на страницах следующих выпусков газеты

         В.Б.Шаврина,
учитель-логопед Карагайской средней
общеобразовательной школы №2.

Комментарии

Реклама