Интервью
- При работе единой командой – получится многое
- Люди всегда были и будут нашей опорой
- Беречь и приумножать то, что есть, и не быть равнодушными
- "Неизменно двигаться вперед !"
- Встать на путь исправления
- Что не знаете – подскажем…
- В управлении соцзащиты рассказали о новом пособии на первенца в 2018 году
- Прокуратурой Карагайского района подведены итоги работы по укреплению законности и правопорядка за 2017 год
фотогалерея
Раз словечко, два словечко…
На беседу к логопеду
Осенью обратилась учительница начальных классов с просьбой проконсультировать ученика 3 класса Серёжу Т. Мальчик был неуспевающим. Он пришёл из другой школы, где закончил два класса с переводными оценками, и только теперь обратили внимание на недостаточность знаний, на странные затруднения в освоении грамоты. Внешне его речь казалась благополучной. Интеллект не вызывал сомнений. В момент обследования мальчику было 10 лет. Со слов мамы речь развивалась с запозданием. Первые слова появились к 3 годам. Словарь накапливался медленно. Фразовая речь, грамматически бедная, - к 4 годам. Произношение многих звуков было дефектным. Год перед школой мальчик посещал логопеда. Некоторые дефектные звуки были исправлены.
При обследовании чтения было выявлено, что мальчик с трудом сливал буквы в слова, пересказывал прочитанное с трудом, по наводящим вопросам. Ответы были односложны.
При обследовании письма были выявлены многочисленные и разнообразные ошибки. Часто встречалась путаница и замена одной буквы на другую. Серёжа путал согласные: с-ш. з-ж. д-т, б-п. ц-ч. Смешивал гласные: о-ё, у-ю, пропускал ь. Предлоги писал вместе, не дописывал окончания слов. Часто путал буквы похожие по написанию: и-у. б-д, х-ж. Грамматические правила знал, но не мог применить.
Серёжа говорил фразами, но окончания многих слов искажал: «похож на дятел», «поставил на ручеек», «много ушов, ротов», «в корзине пять гриба», «ведро голубая». Кроме этого мальчик был неуклюжий. С трудом прыгал на одной ноге, с трудом ловил мяч. Быстро уставал, становился суетливым, рассеянным, раздражительным, плаксивым. С Серёжей работали хорошие учителя, но результаты обучения были низкие.
Отставание от речевой нормы, нарушения чтения и письма позволяли говорить об общем недоразвития речи у Серёжи. Общее недоразвитие речи (ОНР) проявилось у мальчика в позднем появлении первых слов, фразы, многочисленных нарушениях произношения, недостатков различения звуков, бедном словарном запасе и в нарушениях грамматического строя речи. Общее недоразвитие речи привело к нарушениям в формировании навыков чтения и письма. В случае с Серёжей было недостаточно коррекционного воздействия в течение года перед школой. Необходима была 2-3 летняя, а то и более медико-педагогическая коррекция в дошкольном возрасте.
Устранение ОНР - процесс трудный и долгий. Преодоление ОНР потребовало от мальчика и родителей длительного времени и сил. Занятия проводились несколько раз в неделю. Так как ученик был педагогически запущенным, то по этой причине прежде, чем приступить к школьному материалу, мы начали всё сначала – с дошкольного обучения.
Детям с ОНР должна оказываться логопедическая помощь логопедом детского сада или школы. В детском саду при наличии ставки логопеда занятия с детьми проводятся либо на логопункте, либо в специализированных группах. На логопункт берутся дети из массовых групп с различными нарушениями речи. Логопед сам выявляет таких детей и проводит с ними занятия несколько раз в неделю. Если в детском саду есть логопедическая группа, логопед занимается только с зачисленными в неё детьми. Это дети с тяжелыми нарушениями речи. Для зачисления необходимо, чтобы возраст соответствовал комплектуемой группе (как правило, 5 лет на начало обучения), имелись необходимые справки от специалистов (лора, окулиста, психиатра) и направление от ПМПК. Логопед школы (если он есть) сам отбирает детей для занятий. Часть времени он тратит на исправление неправильного произношения звуков, большую часть времени занимает исправление нарушений чтения и письма.
О нарушениях чтения и письма мы поговорим на страницах следующих выпусков газеты.
В.Б.Шаврина,
учитель-логопед Карагайской средней
школы №2.
Оставить комментарий