Главная Общество Терапия искусством
11.03.2017
Просмотров: 926, комментариев: 0

Терапия искусством

Я слышал, что стихами

Авиценна Писал рецепты для людей.

Я слышал, что излечивал мгновенно

Больных своею музыкой Орфей.

Расул Гамзатов.

Факт существования детей-инвалидов в нашей стране до недавнего времени не то чтобы замалчивался, но как-то особо не афишировался, видимо в надежде, что если о проблеме не говорить, то она сама по себе исчезнет.

Но нет! Только в нашем районе детей-инвалидов каждый год становится где-то на 100 человек больше. В настоящее время в Российской Федерации детей с ОВЗ насчитывается около 587 тысяч. И если принять во внимание слова, что уровень цивилизации общества во многом оценивается его отношением к детям с умственными и физическими недостатками, то мы пытаемся стать цивилизованным обществом. Новое в этом направлении выражается в том, что о детях с ОВЗ стали больше говорить в СМИ, в том, что улучшаются условия для обучения и коррекции таких детей, в том, что появляются различные общественные организации, деятельность которых связана с реабилитацией детей с ОВЗ, их развитием и социализацией.

Такой общественной организацией является сообщество детей и взрослых «Счастье жить», которым не все равно, чьи желания, мысли и действия направлены на оздоровление детей. Чтобы осуществить благие намерения, в организации был создан развивающий проект «Школа особых знаний», который предназначен, как говорят сами руководители проекта, совместить реабилитацию, развитие и обучение с развлечением. Именно так и получается, когда дети с помощью красок, музыки и собак-терапевтов под руководством высокопрофессиональных педагогов и тренеров учатся жить в этом мире, чувствовать его и максимально развивать свои возможности.

И вот уже три года волонтеры «Школы особых знаний» реализуют проект не только в стенах «Школы», но и в «городах и весях» нашего большого Пермского края. В их числе оказалось и наше село.

В конце февраля специалисты общественной организации встретились с педагогами, учащимися коррекционного блока при МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа № 1», родителями учащихся или их законными представителями (из 87 обучающихся в коррекционных классах – 20 являются детьми приемными или опекаемыми). После вводного сообщения о порядке проведения мероприятия дети разделились на 2 группы, каждая из которых побывала на 3 занятиях.

Дети, а с ними и взрослые с удовольствием вовлеклись в совершенно новую атмосферу уроков, где помощниками взрослых являются собаки, где можно поиграть на неизвестных ранее музыкальных инструментах, где можно узнать, как оказывается красиво звучит твое имя, где можно рисовать на чем захочешь и чем захочешь (последнее, правда, не осуществилось: руководство школы не рискнуло «отдать стены под художественную роспись»). Много восторженных эмоций вызвало у детей занятие с привлечением собак. Эта новая методика в реабилитации, при которой используются специально отобранные и обученные собаки, называется канистерапия.

Елена Дюкова – единственный сертифицированный канистерапевт общественной организации «Счастье жить» убеждена, что собаки – это не просто друзья, «братья наши меньшие», но и отличные врачеватели, успешно помогающие ребятам с ДЦП, ментальными и речевыми нарушениями. По словам Елены, собаки способны не только улавливать настроение человека, но и распознавать черты характера и корректировать эти черты. Но, конечно же, главным в канистерапии является человек. Помимо групповых занятий Елена проводит также индивидуальную реабилитацию.

Детские воспоминания и восприятия самые стойкие, так что надолго, если не на всю жизнь, запомнят ребята занятие музыкотерапии, которое провела заслуженный работник культуры Российской Федерации Людмила Витальевна Белоглазова.

Людмила Витальевна виртуозно владеет аудиторией и музыкальными инструментами. И вовсе не звание, а природная доброта помогает ей найти ключик к душе каждого ребенка. Людмила Витальевна изначально, признавая уже сам факт существования своих маленьких слушателей, относится к ним с уважением. И в эту единственную короткую встречу пусть не всех, но кого-то научила или, за не имением большего времени, дала кому-то повод к размышлению: «Ты хороший, как можно не любить тебя!»

Музыкотерапия – целый комплекс реабилитационных мер: это эмоциональная активизация ребенка, при которой он получает заряд положительных эмоций; развитие навыков и способностей к общению в совместной деятельности с родителями или друзьями; регуляция эмоционального фона, настроения и самочувствия ребенка, формирование чувства прекрасного.

Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики при отклонении в развитии, эмоциональной нестабильности, поведенческих нарушений, сенсорного дефицита, спинно-мозговых травм, психосоматических заболеваний, внутренних болезней, психических отклонениях, аутизме. Согласно проведенным исследованиям, каждый музыкальный инструмент действует на организм человека по-своему: звуки фортепиано и скрипки прекрасно успокаивают нервную систему, флейта обладает ярко выраженным расслабляющим действием, при звуках кларнета улучшается кровообращение. Целебной силой обладают музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Баха, Вивальди, Чайковского.

Изотерапия, как и музыкотерапия, является одной из разновидностей арт- терапии. Завершающим занятием нашего богатого на эмоции мероприятия стал урок изотерапии. Обычно Екатерина Гилева дает своим подопечным больше свободы для творчества: они могут рисовать на стенах, полу, потолке, (если достанут), асфальте, заборах…(не путать с возмущающими общественное сознание надписями типа «Здесь был Вася). Творчество детей гораздо осмысленней.

Рисовать можно ватными палочками, нитками, коктейльными соломками, ластиками, спичечными коробками, свечой, пробками, зубными щетками, губками, мятой бумагой, ладошками и пальчиками. И как вариант – карандашом, кистью, мелками, фломастерами. Приемов в изотерапии множество, как и техник.

На нашем занятии ребята рисовали открытки к 8 Марта. В процесс рисования были вовлечены и взрослые. На этом заключительном этапе удалось поговорить с ребятами, благо разговоры «рождению шедевров» не мешали.

Даниил (13 лет) рисовал сердечко для мамы Оксаны, сердечко для бабушки Людмилы Андреевны (мама Оксана помогала своим присутствием). Сегодня Даниилу понравилось все, но особенно собачки. В частной беседе выяснилось, что Даня любит всех собак за их добрый характер и особенно – Бима.

Дарье 16 лет. Даша рисовала открытку для бабушки Тани. Поздравительный текст уже сочинила. Даше понравился сегодняшний день. У них тоже есть собака, она очень черной масти по кличке Раджа. Раджа раньше жил в питомнике. «С ним хорошо гулять, играть, – говорит Даша. – Раджа все чувствует и понимает, что ему говоришь.»

Сережа (11 лет). Сергею очень нравится рисовать. Его любимые цвета – черный и синий. Черным фломастером можно нарисовать колеса машины и пистолеты, а синими красками – небо или реку. Занятия мальчику понравились все и запомнились. Сережа рассказал, что у него тоже есть знакомая собака по кличке Берта.

Закончилось мероприятие активным обсуждением прошедших занятий. Преподаватели коррекционных классов и наши гости делились впечатлениями от встречи, которая для обеих сторон, надо надеяться, оказалась интересной, и от которой каждый в этот день приобрел какой-то новый опыт.

Любовь Сысоева. Фото автора.

Комментарии

Реклама