Главная Общество Воспоминания Юговой Тамары Григорьевны
04.05.2013
Просмотров: 1761, комментариев: 0

Воспоминания Юговой Тамары Григорьевны

Воспоминания Юговой Тамары Григорьевны

Я родилась в д. Грудная Нердвинского района 24 октября 1928 года.  Когда мне было 7 или 8 лет, мы переехали на Хутор, который находился в семи километрах от деревни. Купили дом, обзавелись хозяйством.

Сеяли пшеницу, рожь, держали скотину, косили, готовили сено.

На Хуторе были большие пастбища и на них пригоняли стадо колхозных овец с Посада, которое мы пасли все лето, а к зиме овец угоняли обратно в Посад на овчарню. Там работала и наша мама Михайловых Пелагея Михайловна.

Я пошла в школу, когда мне было 9 лет.

В июне 1941 года отца, Михайловых Григория Григорьевича, забрали на войну. Воевал он под Сталинградом. Вернулся с войны в 1943 году, после контузии. Хорошо помню этот день. Была зима. Я пошла в деревню Одинцово просить милостыню. Там жила наша родня, дядя Терентий и другие. Подали люди добрые немного еды, хлеба. Зашла я и к дяде Терентию, а он и говорит мне, что отец наш идет домой раненый. Со всех ног побежала я домой, уже и Хутор остался позади.                    А я все бегу. Тут и увидела его на пригорке. Закричала, что есть силы.

Отец сел, дождался меня. У самого слезы на глазах.

Больно ему было видеть, как дочь Христа ради побирается, а жена из лесу бревна тащит на санках из последних сил.
На второй же день отец пошел в колхоз, сразу дали ему, как фронтовику, пуд муки. Всем тогда давали, кто с войны вернулся. Еще лошадь выделили, чтобы дрова привезти из лесу.

Пока отец был на войне, мы, дети, перестали учиться в школе.

Время было трудное, приходилось работать день и ночь. Я перешла в 5 класс, когда пришлось оставить школу. Одну зиму я и сестра Нина работали на лесозаготовках, пилили лес ручной пилой,  осенью лен рвали, пололи, сортировали, зерно сушили – всю работу знали.

А сестра Галя какое-то время работала на тракторе.

Во время войны мы на заказ пряли целыми ночами напролет чужую куделю. Утром унесем готовую, а за работу дадут нам редьку, картошку, калегу. Вот и печем на печке колобочки. До весны своей еды никак не хватало. Мать работала, не покладая рук, надо было кормить нас, троих детей. Когда отец пришел с войны, стало легче. Дожили до лета, стали рыбачить. Как-то повезли рыбу, целую кадку, в деревню Одинцово.  Там обменяли рыбу на муку гороховую, масло, муку ржаную, и повезли все это продавать в город. Все распродали и купили мне драповое пальто, Нине и Гале тоже пальто и шубу. Тогда же, по случаю, купили одеяла байковые на платки. Отец хотел купить себе гармошку, отложил на покупку 150 рублей, спрятал в карман, да деньги в трамвае и вытащили. Отец наш, Григорий Михайловых, был известным на всю округу гармонистом. «На двадцати семи свадьбах я играл», - рассказывал он нам.

Я сама тогда уже вовсю играла на балалайке, позже научилась играть на гитаре и гармошке.

После войны отец приказал нам учиться дальше. В то время я закончила седьмой класс. Отец послал меня учиться в сельскохозяйственную школу, которая находилась в Нытвенском районе, в поселке Мошево. У меня на руках и направление на пчеловода было. Но мне не очень хотелось ехать.

Но отец был непреклонен. Он сшил мне сапожки кожаные и заказал для меня темно-синее полупальто из мелестина с барашковым воротником, которое вскоре и было сшито. Когда мы работали на лесозаготовках, нас отоваривали материей и продуктами. Именно благодаря этому и появилась в нашем доме ткань «мелестин». Именно из этой ткани мне было пошито пальто, в котором предстояло ехать на учебу. Отец делал все, чтобы я училась дальше. Видя мое нежелание уезжать, сказал однажды: «А если не поедешь – даже лапти не сплету».

Учиться предстояло два года. И вот в 1947 году я поехала в Нытвенский район. Учеба давалась мне легко, учителя меня хвалили. Изучала агрономию, агротехнику, пчеловодство, а также общеобразовательные предметы.

Очень любила русский язык и литературу. Домой ездила очень редко. Приходилось добираться на перекладных до Ленинска, а оттуда пешком до Посада. А это ни много, ни мало – 20 километров.

По тем бедным временам я одевалась довольно хорошо. Во всяком случае, лапти я уже не носила благодаря заботе отца.
И вот однажды со мной поспорили девчонки из группы, что я не осмелюсь надеть лапти и пойти в клуб на танцы. А я говорю: «Да запросто! Пойду – и никаких!». Раздобыли мне лапти, надела я их, веревочками обвязала.

Пришла на танцы и весь вечер танцевала фокстрот, танго, вальс, как ни в чем не бывало. А в этом клубе играл на баяне завуч нашего училища. Вечер прошел, девчонки проспорили. И вообще, были удивлены моей смелостью.

На второй день я пришла на занятия, и наш директор неожиданно, прямо на уроке, похвалил меня при всех, сказав: «Ничего постыдного в этом нет, наши лапти весь мир кормят».

В 1951 году я приехала работать в Козьмодемьянск агротехником по льну от Менделеевской льносемстанции. У меня было семь колхозов. От деревни к деревне я ходила пешком. Все хозяйства выращивали лен, и я смотрела за тем, чтобы лен был чистым чтобы проводилась апробация семян.

С будущим мужем Алексеем (Власом) я познакомилась в деревне Аликино.  Всю жизнь все называли его Алексеем, хотя имя его, записанное во всех документах, Влас. А дело было так: записать имя новорожденному поручили калинятскому жителю Дудину Терентию Матвеевичу, который как раз шел в Козьмодемьянск по своим делам. Попросили записать младенца Алексеем. Но Терентий Матвеевич распорядился по-своему. Он решил, что если ребенок родился 24 февраля (а это день Святого Власа), то следует записать его Власом. Так самовольно и сделал, но все продолжали звать Власа Алексеем. И так всю жизнь.

В Калинятах в то время было 18 дворов. Алексей работал на тракторе, и, как все механизаторы, каждую зиму ездил на МТС в Обвинск, где ремонтировали трактора. Приезжал домой только на выходные. Дети подрастали, водились друг с другом. Старшенький Володя водился с Людмилой, а потом и со Светланой, так как я почти сразу выходила на работу.
В 1957 году мы с Алексеем решили построить свой дом.                                               

Бывало, рубим лес в Кормёнково,  я домой бегу, детей проведать. Погляжу только в окно на них, все ли в порядке? Люде тогда было 3 года, а Свете 1 год. Ползают они по полу на одеялах, поглядишь – уже спят. Володе в это время было 9 лет, он и доглядывал за сестрами, когда был не в школе.

С 1966 года я стала возить почту. Летом верхом на лошади, зимой на санях по всем окрестным деревням в любую погоду. Проработала почтальоном 16 лет. Газеты и журналы выписывали все жители окрестных деревень. Знала я всех и каждого, и меня все знали и уважали. Параллельно проверяла счетчики от энергосбыта и одновременно работала в колхозе бригадным и тракторным учетчиком. Проводила разнарядку по утрам, учет проделанной работы за день по вечерам, записи, подсчеты. Четыре раза меня избирали депутатом сельского совета. Была удостоена звания «Ударник коммунистического труда», а сколько Почетных грамот и благодарностей было у меня за хорошую работу! В 1974 году мне была вручена Медаль материнства 2 степени, которой награждались матери, родившие и воспитавшие пять детей. Большая семья – это большая забота и ответственность. Пятеро детей надо было накормить, напоить, одеть и обуть, поэтому мы держали большое хозяйство: корову, телят, поросят, овец, гусей, кур. А еще я всю жизнь занималась рукоделием. Все умела. Шила, вязала, ткала. Сейчас думаю: «Как я все успевала?» Был у нас и ткацкий станок, на котором я ткала половики по ночам. Сначала себе в дом, а потом и на продажу. Каждая копейка семье была нужна. За всю жизнь я соткала около 200 метров половиков и дорожек. Позже научилась вязать шали – «паутинки», которых связала без счету штук.       

Оглядываясь на прожитую жизнь, думаю, как незаметно пролетели годы…Только вчера, кажется, была молодой, а сейчас мне 84 года. Из них 48 лет трудового стажа. Звания «Ветеран труда» и «Труженик тыла». У меня 11 внуков и 4 правнука. А душа все такая же молодая. И только во сне я опять езжу верхом на своей первой почтовской лошади Партизанке, хожу по грибы и ягоды по знакомым перелескам, а наяву сил для этого уже нет. А так хочется еще пожить…

От редакции:

Уважаемая Тамара Григорьевна, примите искренние поздравления с Днем Великой Победы!

В этот светлый и радостный день желаем Вам здоровья, душевных и физических сил, праздничного настроения! От всей души желаем вам и вашим близким мирного неба над головой, бодрости духа, семейного благополучия и всего самого доброго!
 

Комментарии

Реклама