Главная Общество Юбилей – просто дата
14.01.2017
Просмотров: 534, комментариев: 0

Юбилей – просто дата

13 января отметила юбилей директор Карагайской средней общеобразовательной школы № 1 Татьяна Васильевна Салаурова. За 34 года работы в области образования Татьяна Васильевна много сделала для развития и процветания родного района. В канун юбилея мы встретились с Татьяной Васильевной в стенах Карагайской СОШ № 1.

– Татьяна Васильевна, кто повлиял на Ваш профессиональный выбор, у Вас были кумиры?

– Стать учителем – это моя детская сбывшаяся мечта. А на предметный выбор, несомненно, повлияла Какшина Вера Сергеевна, которая была нашим классным руководителем и учителем русского языка и литературы. С её доброго благословения я закончила филологический факультет Пермского педагогического института, но, к моему большому сожалению, преподавать любимый предмет в школе мне не довелось. Вообще, моя трудовая педагогическая деятельность началась с детского сада № 2, где я стала работать после окончания ВУЗа в 1983 году. В том же году родился наш с мужем Сергеем первенец – сын Роман. Но в декретном отпуске побыла совсем немного, меня пригласил на работу Владимир Степанович Подаруев, бывший тогда главным редактором газеты «Знамя Октября», так называлась в то время наша «районка», на должность корректора-корреспондента. Мне довелось поработать с такими интересными людьми, как Зоя Васильевна Булдашова, Тульская Галина Федоровна, (добрая ей память), Ирина Васильевна Филимонова, Валерий Васильевич Югов, Геннадий Витальевич Мялицын. Мы много ездили по району, встречались с различными людьми, писали о тружениках колхозов, совхозов, благо, что таких ответственных и трудолюбивых людей на карагайской земле очень много. Работать было интересно. Довелось поработать заведующей отделом радиовещания. Передачи, наверное, старшее поколение еще помнит, выходили 3 раза в неделю по 15 минут. Зимой, в сильные морозы, я должна была рано утром объявлять по радио о том, что уроки в школах отменяются.

– Дети Вам, надо полагать, были очень благодарны.

– Может быть. Несмотря на то, что работать в газете мне нравилось, душа рвалась в школу, к детям. И в 1986 году я вернулась в свою родную любимую, тогда единственную – Карагайскую школу № 1, только теперь уже в качестве учителя. Филологами школа была обеспечена, и я стала работать воспитателем группы продленного дня в классе, который вела замечательный учитель начальных классов Березкина Вера Павловна. Нужно сказать, что по жизни мне очень везет на хороших людей. За год работы с Верой Павловной я, молодой начинающий педагог, конечно же, многому научилась. И когда через год Лия Павловна Старкова, бывшая тогда завучем школы, предложила мне поработать в начальной школе, – я согласилась. В классе было 42 ученика. Работали в шестидневном режиме. Циклограмма работы была, практически, такая же как и на современном этапе, но было гораздо меньше бумажной работы.

– Татьяна Васильевна, как же так получилось, что Вы «изменили» родной школе?

– В 1989 году в нашей семье произошло еще одно радостное событие: родилась дочь Наташа. К слову сказать, теперь она Наталья Сергеевна, как ее называют ученики и коллеги. Моя дочь тоже стала педагогом. За период отпуска по уходу за ребёнком в Карагае открылась вторая средняя школа, и Лидия Геннадьевна Чалова пригласила в свой коллектив, в котором я проработала 13 лет. Сначала – учителем начальных классов, затем – заместителем директора по воспитательной работе, заместителем директора по научно-методической работе. С того времени, я считаю, и началась моя управленческая деятельность, хотя и учитель тоже управленец. Я с ностальгией вспоминаю годы, прожитые с моими любимыми учениками и их замечательными родителями. Выпусков из начальной школы у меня было несколько. Сейчас уже все давно взрослые, ведут в школу своих деток. Отрадно, что многие получили высшее образование, вернулись в свой район. Особо горда учениками, которые выбрали своей профессиональной стезёй педагогику, а таких немало. В 2004 году мне предложили возглавить учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества.

– Не жаль было расставаться со школой?

– За расставаньем будут встречи. Это жизнь. Жизнь за всё благодаря, говорю: «Ничто не зря». Да и я по натуре такой человек, что мне интересно покорять что-то новое, чему-то учиться. И мой девиз по жизни: всё что ни делается, всё – к лучшему. Но коллективу второй школы я очень благодарна за приобретенный опыт, за поддержку и участие. Большое спасибо Любови Ивановне Чугайновой за эффективную методическую помощь, за «разбор полетов» после посещения уроков, Надежде Ильиничне Тунёвой за совместное осуществление «завуческих» идей и планов. Именно работая в этой школе, в 1998 стала победителем районного конкурса «Учитель года», давала много открытых уроков, в том числе и краевого уровня. Один – под названием «Мамина колыбельная» запомнился особенно, потому что на нем присутствовали не только директора образовательных учреждений края, но и работники телевидения, и корреспондент московской газеты «Первое сентября».

– Татьяна Васильевна, интересно было работать в Доме детского творчества?

– Без сомнения! Но это немного другая сфера. Здесь не подчинено все регламенту. В дополнительном образовании всё строится только на мотивации: «Иду, потому, что хочу, потому, что интересно». Годы работы в Доме детского творчества – это действительно годы творчества и встреч с очень многими интересными людьми. Мы много ездили по краю, набирались опыта, делились своими наработками. Работали в тесном сотрудничестве с отделом по молодежной политике при администрации Карагайского района. Именно наш творческий коллектив стал инициатором учреждения стипендии главы района для одаренных детей, проведения новогодней елки главы района для одаренных детей, районного Чемпионата по игре «Что? Где? Когда?» и т. д.

– Для Вас лично работа в ДДТ стала шагом вперед?

– Бесспорно! Мы работали на образовательное пространство района, проводя множество различных фестивалей, конкурсов для школ района. А это колоссальный опыт организации и проведения массовых мероприятий, выстраивания коммуникаций с разными людьми. Также опыт взаимодействия с другими учреждениями дополнительного образования на уровне края. С 2005 по 2011 годы я являлась членом Президиума краевого совета директоров учреждений дополнительного образования, что позволило побывать на разных территориях Пермского края с целью ознакомления с системой образования в муниципалитетах. Вообще, обмен опытом работы и самообразование считаю наилучшей формой профессионального роста.

– Татьяна Васильевна, Вы шесть лет работаете директором большой школы. Каковы особенности работы директора в современных условиях?

– Больше условностей, больше бумаг, проверок. Внешний и внутренний мониторинг качества образования. Результат работы школы оценивается с разных позиций, особенно важную роль имеет сейчас внешняя оценка по результатам различных тестов, проверочных работ, анкет. Я попала в период, когда началось введение федеральных государственных стандартов. Это обновление нормативной базы учреждения, программного обеспечения, но в первую очередь – изменение позиции учителя. Образование постоянно претерпевает нововведения в чём-либо, поэтому к инновациям отношусь позитивно. В современном мире вообще важно быть мобильным. Педагогический коллектив школы это прекрасно понимает и мудро совмещает новаторство с сохранением традиций. Надо отметить, что славных традиций в первой школе много, этим и силён коллектив, но и не стоит в стороне от экспериментальной деятельности. С 2012 года школа является краевой апробационной площадкой по отработке механизмов введения федеральных государственных образовательных стандартов.

– С введением стандартов в школе стали принципиально новые требования?

– Стандарты были всегда. Но на современном этапе требуется изменение позиций всех участников образовательного процесса: учащихся, учителей, родителей. Особо хочется сказать о роли родителей. Я нисколько не преуменьшаю роль педагогов, но реальность такова, что школа в век интернета и высоких информационных технологий не может уследить за тем, какую информацию вне школы получают ее ученики. Роль родителей увеличивается именно в плане контроля, дозирования, качества получаемой информации. Родители по новым образовательным стандартам становятся участниками образовательного процесса, помогая ребенку в создании портфолио, подбирая площадки, где можно проявить себя в конкурсах, дистанционных курсах, участвуя в которых ребенок реализуется, и при определенных усилиях становится успешным в дальнейшем. А это так немаловажно в настоящей жизни.

Хотелось бы добавить, что образовательные стандарты предъявляют особые требования к условиям, которые создаются в образовательном учреждении. На протяжении последних лет нам с коллективом удалось сделать немало: меняется образовательная среда школы, интерьер соответствует современным требованиям. Уделяется большое внимание безопасности жизнедеятельности детей в соответствии с требованиями Пожнадзора, Роспотребнадзора и других проверяющих органов, установлена система видеонаблюдения. Хочется, чтобы нашим детям в школе было комфортно, уютно. На перспективу надо работать над предметной средой.

– Татьяна Васильевна, как для директора школы и как для женщины, что для Вас юбилей? Подведение промежуточных итогов или просто дата?

– Просто дата, как любые другие: дни рождения родных, друзей. И,конечно, возможность поблагодарить всех, с кем по жизни меня свела судьба. Я искренне признательна всем замечательным педагогическим коллективам, в которых мне пришлось поработать, команде руководителей образовательных учреждений, администрации района, РУО за поддержку, сотворчество и возможность самореализации на благо родного Карагайского района.

– Ваша главная удача в жизни.

– Самая большая удача в моей жизни – это семья: родители, муж, дети, два внука и две внучки. Нас много и нам хорошо вместе. И я очень надеюсь, что молодое поколение нашей семьи каждый в свое время внесет достойный вклад в развитие Карагайского района, так как я искренне верю в пословицу: «Где родился, там и пригодился». Как учителю мне хотелось бы, чтобы наше подрастающее поколение никто не мог назвать «иванами, не помнящими родства», чтобы слова род, родина, родник были для наших любимых детей не просто однокоренные слова, а прочная основа, связывающая многие поколения и продолжающая смысл жизни.

Беседу с Татьяной Васильевной Салауровой вела Любовь Сысоева.

Комментарии

Реклама