Главная Общество Заметь то, что должен уметь
30.03.2013
Просмотров: 1298, комментариев: 0

Заметь то, что должен уметь

Заметь то, что должен уметь

Женя К., 1 год 9 мес. Родилась в срок. Физическое развитие протекало нормально. Из беседы с матерью выяснилось, что Женя была спокойным ребёнком. Мало плакала, быстро засыпала под шум телевизора, не реагировала на разговоры взрослых, что радовало родителей. Мама отмечала, что гуления и лепета у девочки не наблюдали. Лишь в 1 год 4 мес. мать девочки впервые обратила внимание на то, что она не реагирует на звучание её голоса даже на близком расстоянии.

Отсутствие у Жени реакции на голос и другие речевые раздражители послужило поводом для обращения к специалистам. Факт отсутствия у ребёнка гуления и лепета, а позднее и речи не вызывал у родителей беспокойства: считали, что девочка заговорит позже. Женя диагностирована специалистами.  В возрасте 1 год 9 мес. ей поставлена глухота.

К сожалению, родители Жени не заметили неблагополучие своей дочери. Они не владели информацией об этапах доречевого и речевого развития ребенка с нормальным слухом. Они любили свою Женю. Но любовь и забота к малышу должна проявляться не только в том, что его вовремя и хорошо кормят, пеленают, укладывают спать, но, прежде всего в том, что мать обращается к ребёнку и общается с ним.

С первых часов рождения мать воспринимает своего ребенка не как беспомощное, неразумное существо, а как самого близкого человека. Мать непрерывно разговаривает с ребёнком – во время кормления, одевания, прогулки, купания: «Сейчас Анечка снимет рубашечку и будет плавать, вот как у нас ножки бегают, давай брызгаться будем, ты моя маленькая, рыбка моя золотая, какие у нас ручки маленькие, вот моя умница, давай теперь купаться будем». Эти вроде бы бесполезные ласковые разговоры, улыбки, поглаживания оказываются чрезвычайно важными для речевого развития ребёнка.

На ласковую речь взрослого ребёнок реагирует гулением, которое появляется  в 2 – 3 месяца. Нужно быть внимательным. если к концу 4-го месяца ребёнок не улыбается, когда с ним заговаривают,  не гулит.

В 5-6 месяцев маленькие дети начинают к гласным, которыми гулили, добавлять согласные. Это проявление ещё не речь и называется лепет. При переходе от гуления детишки могут замолкать на некоторое время, пока не возникнет лепет. Лепет возникает как ответная реакция на эмоциональное общение со взрослым. У здорового ребёнка лепет выступает как вполне самостоятельная деятельность.

Признаки нарушения речевого развития очевидны, если к концу 9-го месяца у него нет лепета, он не может повторить за взрослым различные звукосочетания, слоги, подражая интонации взрослого.

Появление первых слов индивидуально. Принято считать, что к 12 месяцам дети знают и понимают до 200 слов. Но в активной речи используют до 10 слов:  «мама, папа, дядя, баба», слова звукоподражательного характера: «аф-аф, ам-ам, ко-ко», первые глаголы: «дай, на».

В 2,5 – 3 года обязательно должна появиться фраза.

По тем или иным причинам речь ребёнка может задержаться на любом этапе её развития. О временных задержках развития речи мы поговорим с вами на страницах следующих выпусков газеты. 

В.Б.Шаврина,
учитель-логопед Карагайской средней школы №2.

Комментарии

Реклама