Главная Общество Заметь тревожные звоночки
02.02.2013
Просмотров: 1456, комментариев: 0

Заметь тревожные звоночки

Заметь тревожные звоночки

Шестилетний Толик, придя в феврале на занятия «Школы «дошколят» молчал. Никто не мог его разговорить. Ни учителя, ни ребята. Оказалось,  мальчик боялся открыть рот. Он стеснялся … своей речи.  Мама с папой его понимали. А ребята в детском саду смеялись. Им забавно было угадывать: «фанки» у Толи – это санки или танки. Малыш страдал.

После беседы с мамой выяснилось, что коллега по работе,  с которой она поделилась своими опасениями, сказала ей: «У моего точно такое же было. Теперь болтает, не остановишь». Мама Толика успокоилась и начала ждать, когда сын заговорит «чисто».  Успокаиваться ни в коем случае было нельзя.   Родители должны знать,  что они могут самостоятельно заподозрить нарушения речи у сына или дочки по их признакам.

Во-первых, есть повод задуматься, если ребёнок взаимозаменяет звуки. Например, если вместо слова «шапка» он говорит «фапка», это просто неумение выговаривать звук «ш». А вот если «шобака» вместо «собака», значит, он не слышит,  не различает звуки «с и ш», а потому меняет их местами. Такие ошибки сами собой не исправляются.

Чтобы самостоятельно обследовать звукопроизношение вашего ребёнка предложите ему повторить произносимые взрослым слова или назвать картинки. В словах звук должен находиться в разной позициях: начале, середине и в конце слова. Рекомендуется примерный ряд слов:С  сова, коса, нос. СЬ – семь, апельсин, гусь. З – зубы,  коза, язык. ЗЬ – зима, магазин. Ц – цапля, лицо, молодец. Ш – шуба.  машина, камыш. Ж – жук, ножи, одежда. Щ – щука,  ящик,  лещ. Ч – чайка, очки, мяч. Л –  лук, молоко, дятел. ЛЬ – лимон, пальма, пыль. Р – рак, . корова,  комар. РЬ – река.  моряк, дверь. Обратите внимание на отсутствие, замену,  смешения звуков. Замечательно, если вы услышите чистое произношение!

Нельзя оставлять без внимания, если  ребёнок «проглатывает» слоги или, наоборот, добавляет лишние. Например, «кошка» может быть и «кокой», и «коской». Но, ни в коем случае не «кош» или «кошокой». Когда дети нарушают слоговую структуру слова – это значит, они не слышат ритма слова. Хотя при нормальном развитии данное свойство речи проявляется к двум с половиной годам.

На какие ещё особенности родителям следует обратить особое внимание? Например, ребёнку больше трёх с половиной лет, а говорит он вяло, как бы «прожёвывая» слова. Про такого ребёнка говорят, что «у него каша во рту». Выступая в саду на утренниках,  такие дети могут рассказывать длинные стихотворения. Но, ни одного слова присутствующие гости не смогут разобрать.

Часто у детей, которые плохо говорят для своего возраста, слабо развиты челюстные мышцы. Для таких детей проблема скушать яблоко или морковку,   не говоря уже о мясе. Во время еды такие дети не замечают крошки на губах. Они ему не мешают – просто не чувствует их. Но родителям есть повод задуматься и задаться вопросом: «А правильно ли говорит мой ребёнок?».

Заметив,  что с речью ребёнка «что-то не так», необходимо обратиться за помощью или консультацией к специалисту. Плодотворно поработать нужно до школы, чтобы отправить дочь или сына в 1 класс с необходимыми речевыми навыками.
Родители многое могут сделать и сами для предотвращения и исправления дефектов речи своих детей. Для этого находите больше времени для занятий со своими детьми.

Детям нужно как можно больше и регулярно читать вслух, особенно стихи. Важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал правильную речь взрослых,   на примере которой формируется его собственная речь Разговаривать с ребёнком надо медленно, чётко, выразительно. Не «сюсюкать»,   не торопиться,  не «съедать» слоги и окончания слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребёнка многие слова долетают искажённо («смори» вместо «смотри»,  «не бежи» вместо «не беги». «ваще» вместо «вообще» и т.д.)

Родители должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, чтобы копировать артикуляцию взрослых. Необходимо постоянно следить за речью детей, требуя правильного произношения. Это очень важно. Во многих случаях звук легко ставится по подражанию. Обращайте внимание ребёнка на его неверное произношение для выработки критичного отношения к дефекту. Помните,  что коррекционная работа даёт наилучшие результаты в дошкольном возрасте. Если всё пустить на самотёк, можно обеспечить ребёнку плохую успеваемость по русскому языку,  стрессы и т.д.
Существует мнение, что исправлять нарушения произношения звуков у логопеда лучше в 5 – 7 лет. Это самый благоприятный возраст.  Малыш уже осознаёт свой дефект, хочет его исправить.

Однако при тяжёлых нарушениях речи к пяти годам многое может быть упущено. На страницах следующих выпусков газеты мы поговорим с вами о признаках нарушения речевого развития с 1 месяца до 3 лет.

         В.Б.Шаврина,
учитель-логопед
Карагайской средней школы №2.

Комментарии

Реклама